Эффективное изучение английского языка: методы и подходы

Эффективное изучение английского языка: методы
и подходы

Автор: Екатерина Попроцкая

Культура изучения английского языка насчитывает несколько столетий. За это время человечество успело разработать десятки способов эффективного изучения английского языка. Непрофессионалу очень сложно разобраться, что такое подход, что такое метод и чем они отличаются между собой, а главное: какие способы действительно эффективны. Мы предлагаем краткий, но максимально емкий обзор наиболее значимых и распространенных взглядов на эффективное изучение английского языка.

Что привело к потребности повышения эффективности изучения английского языка?

Изучали ли люди иностранные языки до того, как появились учебники и словари? Конечно же, да! Люди изучали языки, адаптируясь в иной языковой среде, пытаясь повторять то, что слышали, таким образом находя нужные звуки и слова. Эффективно ли такое изучение английского языка? Да, если у вас есть на это как минимум 10-15 лет, все получится. Этот способ называется натуральным, то есть естественным. Почувствовав потребность изучать языки быстрее, люди разработали словари и грамматики – своды языковых правил.

Вторым шагом развития методики изучения языков стал подход, который сегодня мы называем классическим. Этот подход был сформирован к концу XVIII столетия, а его основой является всем известная грамматико-переводная методика. Согласно этой методике, язык – система грамматических формул и правил, а владение языком обозначает умение оперировать грамматикой и правильно переводить лексику. Безусловно, в сравнении с натуральным методом, вооруженное словарями и грамматиками изучение английского языка было значительно эффективное. Однако сегодня, по прошествии четырех столетий, использовать лишь грамматико-переводной метод – это преступление против человечества.

Чтобы лучше понять, как сильно вы ошибаетесь, выбирая грамматико-переводческий метод, мы используем художественное сравнение. Представьте, что изучение английского – это путешествие на другой конец континента. Да, изобретение колеса (читайте – грамматики) значительно ускорило передвижение людей. Но значит ли это, что сегодня мы должны ехать отдыхать в Испанию на телеге в течение месяца, мучась от жары и останавливаясь на ночлег посреди поля, когда уже изобретены самолеты? Ответ очевиден. Мы остаемся благодарны тому, кто придумал правила грамматики (надеемся, этому человеку поставили памятник за фундаментальную работу), но все же делаем вывод, что классический подход к изучению английского языка безнадежно устарел.

Новое – значит эффективное изучение английского, так ли это?

Мы уже знаем, почему так важно выбирать именно современные методики, если мы заинтересованы в эффективном изучении английского языка. Логика подсказывает, что чем новее, тем эффективнее. Практика свидетельствует об обратном. В XX веке преподаватели английского языка, признав неэффективность грамматико-переводческого метода, принялись изобретать принципиально новые способы изучения английского. 70-е годы прошлого века отличились большим количеством экспериментальных методов.

Один из них – метод физического реагирования (total-physical response). По правилам этого метода, студент на первых стадиях (а это несколько месяцев) не говорит абсолютно ничего. Сначала студент получает некоторое количество знаний, которые сохраняются в его пассивном запасе слов. Сначала читая и слушая английский язык, студент не говорит. Вторая стадия – физическое реагирование, студент реагирует на команды или задания на английском. Только после этого можно начинать говорить. Идея этого метода состоит в том, что начиная говорить, студент уже чувствует себя комфортно и уверено в языковой среде. Однако, как показала практика, человеку очень сложно на слух определить слово, которое он ни раз сам не произнес, поэтому так важно развивать разные языковые компетенции одновременно: чтение, слушанье, говорение.

Еще один метод, который казался прогрессивным в свое время, но не оправдал ожиданий в практике – аудио-лингвистичный метод (audio-lingual method). Суть этого метода в том, что студент на первых этапах много раз повторяет услышанное на английском языке аудио. После этого предполагается, что студент на следующих этапах может использовать услышанное и заученное в своей речи. На самом деле, человек может легко использовать в своей речи только те языковые структуры (предложения), которые он может сам составить. В противном случае вспомнить даже много раз повторенное предложение все же очень сложно. Именно поэтому аудио-лингвистический метод может быть использованным лишь частично, а как самостоятельный подход, несмотря на свою новизну, он не может обеспечить эффективное изучение английского языка.

Что же действительно работает?

Что же действительно работает для эффективного изучения английского?

Чтобы определить, что нам нужно для эффективного изучения английского языка, нужно прежде всего понять, что мы вкладываем в эту фразу. Любое действие считается эффективным, если его цель достигнута за приемлемый срок. Если сроки у каждого из читающих эту статью могут быть разными, то цель в глобальном смысле у всех изучающих английский язык одна: владеть языком на том уровне, который позволяет осуществлять коммуникацию.

Чтобы как можно скорее овладеть навыком коммуникации на английском языке, нужно его изучать не как список правил или набор слов, а как систему коммуникативных актов. Поздороваться с учителем, попросить открыть окно в автобусе, выразить возмущение или негодование на работе, признаться в любви у моря – все это коммуникативные акты, которые мы можем осуществить, владея достаточным количеством инструментов. Это значит, что вы должны перестать изучать правила и начать собирать коммуникативные инструменты в свой арсенал.

Подход, обеспечивающий наиболее эффективное изучение английского языка, называется коммуникативным. Следуя этому подходу, специалисты в области лингвистики и педагогики утверждают, что язык не является набором слов и грамматических формул, а скорее способом мыслить и представлять мир. Эффективное изучение английского возможно только в случае, когда студент не просто пытается коммуницировать на английском, но и смотреть на мир по-английски. Это кажется сложным заданием, но вы не почувствуете этой сложности и сознание само перестроиться на мышление с другой стороны, если ваш преподаватель использует правильную методику.

Как определить, что ваш преподаватель придерживается коммуникативного подхода?

Мы уже определили, что если вы хотите действительно общаться на английском (а не только читать и переводить), наиболее эффективным способом изучения английского языка является коммуникативный подход. Полдела сделано. Теперь мы научим вас определять, использует ли школа коммуникативный подход.

Первый признак – школа называется Project 12. Если вам этого недостаточно, вот главные правила коммуникативного подхода.

  1. Во время урока используется большое количество разных видов работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, быстрые вопросы, разговор-дискуссия. Чтобы достичь максимальной эффективности в изучении английского, разные виды работы должны часто меняться, чтобы адаптировать студента к разным видам коммуникации на английском в жизни.
     
  2. Принцип «Fluency rather than accuracy» – говорить свободно, а не без ошибок. Учитель должен понимать и объяснять студентам, что нужно говорить в первую очередь, а потом уже говорить правильно. Свободная атмосфера, в которой не страшно говорить – единственная возможность эффективно изучать английский язык.
     
  3. Роль преподавателя далека от университетского лектора и даже от школьного учителя английского. Преподаватель, работающий в правильной методике эффективного изучения английского языка – это координатор, который помогает говорить, а не только сам классно говорит на английском.
     
  4. На уроках используется методика task-based language learning (TBLL) – изучение языка, основанное на задачах. Это правило особенно придется по душе тем, кто уперто твердит, что любит математику, и поэтому ему сложно изучать английский. Вопреки всеобщему заблуждению, математический склад ума никоим образом не мешает эффективному изучению английского языка, а даже наоборот, если ваш преподаватель хорошо знает TBLL. При таком подходе урок английского похож на урок математики: у нас есть задача (определенное коммуникативное задание) и языковые инструменты, которыми мы владеем. Все, что вам нужно – в правильно порядке использовать инструменты, сложа их в уравнение.

Прочитав эти правила, возможно, вы уже побежали регистрироваться на курсы. Если это не так, должно быть, вы находитесь под влиянием очень распространенного мифа о коммуникативной методике эффективного изучения английского языка. Этот миф звучит примерно так: поскольку главная цель – научить человека общаться на английском, основной упор делается на лексику, и грамматике не уделяется должное внимание. Спешим вас успокоить, это совсем не так! Почему мы привыкли думать, что лексика и грамматика – это отдельные вещи? В большинстве школ главная проблема состоит в том, что лексика и грамматика разлучены навсегда и очень скучают друг по другу. На самом деле, языковые инструменты в пределах одной задачи могут быть и лексическими, и грамматическими, и лексико-грамматическими. Вам может показаться, что учитель не уделяет надлежащего внимание грамматике в случае, когда он отказываться от классической презентации правил по типу: «Используем Present Simple в таких случаях. Запомните и на следующем уроке расскажите». Грамматика должна изучаться в пределах коммуникативно методики.

Далее мы предлагаем примеры методов и приемов, которые могут осуществляться преподавателем для повышения эффективности изучения английского языка.

Методы и приемы в пределах коммуникативного подхода

Методы и приемы в пределах коммуникативного подхода

  1. Контекстный метод. При этом методе новые слова изучаются в контексте. Это значит, что студенты должны понять, что значит определенное слово, исходя из общего понимания всего текста. Этот способ эффективнее переводов, ведь он максимально активизирует мыслительную деятельность и строит связи между словом в английском и понятием в сознании человека. Такие связи намного прочнее простого запоминания перевода слова на родной язык.
     
  2. Интегративный метод предполагает эффективное изучение английского, интегрированного в знания из других сфер. Рассмотрение языка в пределах одной узкой темы не может быть продуктивным. Изучая английский студенты должны получать дополнительную информацию на разные темы: культура, социология, история, кулинария, астрономия, домашние животные, путешествия. Полный список не уместится в одной статье. Главное, что нужно понять: английский – это не отдельная от всего знаковая система, это способ передачи картины мира, а значит – эффективное изучение английского языка не может быть осуществлено без эффективного познания мира в целом. Этот метод не только дает множество тем для размышления и разговоров на уроках, но и превращает запоминание новой лексики или нового грамматического времени в увлекательный процесс, а не утомляющую зубрежку.
     
  3. Ролевая игра. Этот метод предполагает, что студент получает определенную роль (например, продавец в магазине) и взаимодействует с другим студентом, получившим свою роль (например, покупатель). Конечно же, в таком случае студенты получают вспомогательные материалы: список слов и фраз, грамматических структур, которые они могут использовать. Но эффективность такого способа изучения английского языка состоит в том, что студенты не просто повторяют слова и фразы, а в реально коммуникативной ситуации (пусть и смоделированной) выбирают нужные языковые инструменты и правильно их используют самостоятельно. При таком методе преподаватель наблюдает, подсказывает, но не лишает студентов возможности самим попробовать составить и сказать нужное предложение.
     
  4. Метод Anitemdescription – еще одна игровая форма повышения эффективности изучения английского языка, которая вне уроков английского языка известна как Alias. В этой игре необходимо описать слово или словосочетание, указанное на карточке, при этом не используя корень этого слова. Такой метод полезен как минимум по трем причинам. Первая: человек учиться объяснять слова, а не переводить их, и если он не может вспомнить слово в нужный момент в реальной жизни, он сможет его объяснить – и коммуникация все равно состоится. Вторая причина: слова изучаются непосредственно в процессе общения на английском. Третья причина: остальные студенты тоже активно вовлечены в происходящее, ведь эта игра двусторонняя. Кроме этого, активизируется синонимический ряд и взаимодействие в группе положительно влияет на атмосферу на уроке.
     
  5. Chainstory – игра, которая не только способствует эффективному изучению английского языка, но и проявляет фантазию и индивидуальность студентов. Суть игры состоит в коллективном составлении истории: каждый студент по очереди составляет предложение, продолжение предыдущего. Это упражнение работает одновременно и на активацию словарного запаса, и на тренировку грамматических структур.
     
  6. Метод интервальных повторений. Эта техника используется, чтобы лучше запоминать новые слова и понятия. Вы должны повторять изученный материал через определенные промежутки времени. Например, если вы учите новые слова, то их следует повторить несколько раз на протяжении одного занятия, затем повторить на следующий день. Потом еще раз спустя несколько дней и, наконец, закрепить материал через неделю. Если вы учите слова самостоятельно, понадобится отслеживать нужное количество времени. Но если используете профессиональную школу, наверняка программа уже рассчитана так, чтобы изучать слова по методу интервальных повторений.

Уникальные авторские методики: повышают ли они эффективность изучения английского языка?

Уникальные авторские методики: хорошо или плохо?

  • Метод Пимслера
    Широко разрекламирован и довольно известен среди преподавателей, которые стремятся повысить эффективность изучения английского языка. Как указано в описании на сайте автора: «Занятия разбиты на 3 курса по 30 уроков длительностью полчаса. Все уроки проводятся двумя дикторами – русским и англоговорящим. Задача ученика – внимательно слушать и выполнять все то, что говорят дикторы. Поскольку обучение сочетает аудирование и произношение, вам легко будет научиться общаться с иностранцами. Этот метод способствует быстрому запоминанию информации. За образовательные промежутки в 20-30 минут методика позволяет запомнить до 100 слов. Таким образом, к концу обучения вы должны знать от 2 000 до 3 000 слов». Безусловно, уделять достаточно внимания произношению – это преимущество этого метода. Однако одного знания трех тысяч слов недостаточно, нужно их активизировать в конкретных коммуникативных ситуациях. Из опыта автора этого метода можно взять активное прослушивание англоговорящих дикторов. Пока это все, движемся дальше.
     
  • Метод Александра Драгункина
    Автор этой методики прославился тем, что продвигал идею использования русифицированной транскрипции для запоминания английских слов. Автора не беспокоит неправильное произношение в последствии такого метода, ведь акцентов и вариантов произношения так много, что не обязательно звучать правильно. Это тот случай, когда слепого следования цели «просто говорить» – недостаточно. Какой прогрессивной и уникальной не была бы методика, изучать нужно настоящий язык, а не его адаптацию под вас.
     
  • Метод Дмитрия Петрова
    Главная задача в этом методе повышения эффективности изучения английского языка – довести до автоматизма набор основополагающих формул и алгоритмов английского языка, которые позволяют из ограниченного количества слов формировать практически неограниченное количество фраз и предложений, составляющих достаточную для понимания и общения базу. Такой курс – это 16 видеоуроков длительностью один час, которые состоят из продуманных и проверенных материалов. Минусом такого метода является ограниченность тематики, однообразность уроков, а также невозможность подстраиваться под индивидуальность студента.

Подведя итоги, можем с уверенностью сказать, что ни один метод изучения иностранного языка не может быть эффективен в одиночном использовании. Лишь правильная комбинация в соответствии с уровнем знания английского студентами и их конкретными целями может дать действительно хорошие результаты. Например, на одном уроке, интегрируя знания с географии и английского языка, студенты играют в Alias со словами на тему путешествия, затем преподаватель предлагает ролевую игру «Разговор в самолете», а новая грамматическая тема рассматривается по контекстному методу, при разборе аутентичного текста из сайта об авиаперелетах.

Если вы сомневаетесь, что вы сами можете так организовать свое обучение английскому, обращайтесь в школу Project 12!